Прогулки по Нови-Сад — Стари-Град и его окрестности

Центральная часть (Стари-Град) — это прежде всего пешеходная Дунайская улица (Dunavska), идущая прямо от набережной Дуная в глубь города. Там расположено много магазинов и ресторанов, Музей Воеводины (№35, 60 RSD) — традиционные краеведческие дела, римские находки, сербские вещички времен великого переселения XVII века и народные костюмы, городской музей (№ 29) с коллекцией картин местных и европейских художников средненького уровня.

По левую сторону от улицы два квартала длится центральный Дунайский парк, в котором можно обнаружить памятник Сергию Радонежскому работы нашего скульптора Вячеслава Клыкова. В конце пешеходка выходит на главную площадь города. Площадь Слободы (Trg Slobode) — это ратуша, или, по-воеводински, Градска-Куча (Gradska Kuca, 1895, необарокко, архитектор Дьордь Молнар), с колоннами и аллегорическими статуями, Сербская картинная галерея, отель Vojvodina (30-50 € с устаревшим интерьером) и общий австро-венгерский дух. Чуть поодаль высится острый шпиль католической церкви Имени Марии (Crkva imena Marijinog, 1894, неоготика, опять же Дьордь Молнар), которая из-за своей высоты зовется местными просто «собор». Отличительная особенность — черепичная крыша а-ля Бургундия. Внутри резной деревянный алтарь из Тироля и витражи из Будапешта.

Поворот налево приводит на пешеходную улицу Змая-Йовина (Zmaj Jovina). Это лучшие бары, кафе, ночные клубы (Hedonista) и дорогой отель Zenit (в районе 100 € за нормальный номер). Дальше все переходит в улицу Короля Александра (Kralja Aleksandra), там заслуживает внимания архитектурой дворец Менрата (1908), типичный венгерский «сецеонистский» стиль. Прогулка в заданном западном направлении дальше выведет на Еврейскую улицу (Jevrejska), где совершенно естественно расположена синагога (1909, архитектор — венгр Липот Баумхорн). Евреев в городе было много, но только 4 тысячи выжили после холокоста ВМВ. Кроме типично культовых функций, в синагоге проводятся концерты. Есть памятник погибшим евреям и сербам в ходе карательного рейда немцев и венгров 1942 года. Еврейская улица выведет на центральный проспект города — бульвар Освобождения, но о нем позже. В городе есть три художественные галереи высокого уровня. Две из них («Матица Сербска» и галерея Павле Белянского) расположены на площади Галерия (Trg Galerija), которая тоже недалеко.

В первой собраны картины сербских художников XVIII-XIX веков, хорошо показан процесс европеизации сербской живописи с 1690 по 1918 год. Галерея Белянского, дипломата и коллекционера, основанная в 1961 году, посвящена сербским художникам первой половины XX века. А галерея Райко Мамужича (1974) посвящена уже живописи послевоенного периода, и представлены в основном те, кто категорично отвергал принципы социалистического реализма. Если же с центральной площади пойти направо, по улице Пашича (Pasiceva), то попадаешь в православную духовность. В самом начале улицы стоит главный православный храм Нови-Сада — соборная церковь Св. Георгия (Saborna Crkva, 1880-1905). Это классический пример православного барокко, которое встречается только здесь, в Воеводине.

Внутри богатый иконостас из 33 икон (художник Пайя Йованович). Рядом — епископский дворец (Владичански-Двор, 1901), а чуть подальше еще одна православная церковь Св. Николы (Nikolajevska Crkva, 1730), где в 1913 году крестили сына Альберта Эйнштейна и его жены Милевы Марич. Пашичева улица переходит в улицу Kisacka, там на доме № 20 висит табличка, что Эйнштейн с Ми-левой жили тут в 1905-1907 годах, а в доме № 21 расположен весьма выгодный частный пансион Bela Lada (10 € с человека). Продолжив этот путь до конца, попадаешь в район ж/д вокзала. Свернув направо с Пашичевой на улицу Матицы Сербской (Matica Srpska), увидишь само здание, где располагается старейший сербский культурный институт. На первом этаже можно осмотреть Зал славы. А дальнейший путь на север приведет в старинный квартал Алмашки-Край (AlmaSki Kraj).