Пьеса «Пэпо» Армена Певлошояна

В тех же принципах органического слияния пластического образа с живым словом и музыкой я и стремился поставить свой первый звуковой фильм «Пэпо», который представлял экранизацию классической пьесы великого армянского драматурга Г. Сундукяна. Пэпо, чьим именем названы пьеса и фильм, — человек, влюблённый в свой тяжёлый и опасный труд. Это очень сложная и противоречивая фигура.
Автор пьесы изобразил в его лице человека, противопоставляющего себя обществу, но находящего в себе силы и способности, чтобы довести свою ненависть к этому обществу до логического конца. Чтобы донести до зрителя эту мысль, надо глубже раскрыть эпоху, её противоречия, острей обличить зло мира, состоящего из волков и овец. Роль Пэпо исполнял в фильме актёр огромного таланта, редкой внешней выразительности и необычайной способности к перевоплощению — Рачия Нерсесян, посмотреть звуковой фильм «Пэпо» можно на кино-портале http://the-smurfs.ru/.
Обогащение звукового кино новыми выразительными средствами — такими, как слово, музыка, шум, — потребовало от постановщика фильма умения использовать их с наибольшей художественной убедительностью. Если в немом кино мы стремились к наибольшей выразительности изобразительных средств, то теперь в звуковом кино этого было мало. Изобразительные средства должны были органически сочетаться с выразительностью диалога, песни, музыки.
В пьесе Пэпо поёт. Я не мог не использовать пение для усиления выразительности фильма. В песне должна быть выражена вся сущность героя фильма. Какой же должна быть эта песня, чтобы полностью слиться с образом Пэпо?
Я слышал эту песню. Но я не композитор и был бессилен её создать. Слыша её в своём воображении, я не мог воспроизвести ни одной ноты. Решено было поручить создание этой песни молодому тогда А. Хачатуряну.
Арам Ильич с большим энтузиазмом взялся за эту работу. Но я буквально замучил его. Он писал один вариант песни за другим. Иногда, приезжая ко мне в Ереван, он играл мне их на рояле, иногда напевал по телефону из Тбилиси. Надо сказать, что каждый из вариантов сам по себе был замечателен как музыкальное произведение, но не такой я себе представлял песню, которую должен был петь Пэпо. Я довёл моего композитора до того, что он готов был отказаться от своей первой работы в кино. Я же настойчиво уговаривал его продолжать. И только прослушав седьмой вариант песни Пэпо, я радостно закричал:
— Вот, вот, это то, что я хотел, это та песня, которую только и может петь Пэпо.
Теперь эту песню Пэпо, написанную А. Хачатуряном в 1934 году, можно услышать в Армении в самых её отдалённых уголках. Она стала народной. А это самая высшая награда для её создателя-композитора.
Выражаем особую благодарность интернет-порталу samuithailand.net за предоставленные документальные материалы и полезную информацию, которая послужила исходным материалом для написания данной статьи. Автор статьи Артамон Релековосян, актер Ереванского драматического театра "ЕреванСтудия".